1.1. Актуальность программы
Непрерывное совершенствование врачом теоретических знаний и профессиональных практических навыков является обязательным условием качественной медицинской помощи. Актуальность дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Колопроктология» (далее – программа) связана с реформированием и модернизацией здравоохранения на фоне интенсивного развития медико-биологических наук, внедрением новых высокотехнологичных методов диагностики и лечения, выявления многих заболеваний на доклинической стадии их развития. Это обусловливает необходимость повышения профессиональной компетентности и специальной подготовки врачей в рамках правильной интерпретации современных методов диагностики и лечения с использованием данных доказательной медицины.
1.2. Цель и задачи программы
Цель реализации программы заключается в совершенствовании профессиональных знаний и компетенций врача-колопроктолога, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Задачи:
- обновление и систематизация теоретических знаний и практических навыков в соответствии с требованиями профессионального стандарта к уровню квалификации, порядками оказания медицинской помощи и клиническими рекомендациями по специальности «Колопроктология»;
- повышение профессиональной компетентности в вопросах профилактической медицины (проф. осмотры, диспансеризация, диспансерное наблюдение);
- знакомство с современными тенденциями, инновациями и передовым опытом;
- формирование навыков внедрения в практику прогрессивных форм и методов работы (информационных технологий, бережливых технологий).
1.3. Законодательные и нормативные основы разработки программы
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323−ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- порядки оказания медицинской помощи;
- приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;
- приказ Министерства здравоохранения России от 02.05.2023 № 205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»;
- приказ Министерства здравоохранения России от 02.05.2023 № 206н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием»;
- приказ Минобрнауки России от 25.08.2014 № 1098 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.55 Колопроктология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»;
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.02.2019 № 69н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-колопроктолог»»;
- клинические рекомендации по специальности «Колопроктология».
1.4. Категория обучающихся
Специалисты с высшим образованием – специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», имеющие:
- подготовку в ординатуре по специальности «Колопроктология»;
- профессиональную переподготовку по специальности «Колопроктология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Детская хирургия», «Онкология», «Хирургия».
1.5. Формы и методы обучения
Форма обучения – очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ).
Очная часть представлена обзорной лекцией в формате онлайн-вебинара и практической подготовкой, реализуемой на клинической базе кафедры хирургии с курсами онкохирургии, эндоскопии, хирургической патологии, клинической трансплантологии и органного донорства в ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России (анализ протоколов лабораторных и инструментальных методов исследования пациента, разбор клинических случаев, решение ситуационных задач, направленная дискуссия, отработка практических навыков).
Заочная часть реализуется в форме самостоятельной работы обучающихся с предоставленным образовательным контентом и рекомендованными методическими материалами (изучение нормативно-правовых документов, учебной и учебно-методической литературы, просмотр видео-лекций и слайд-презентаций по темам программы) с возможностью дистанционного взаимодействия с преподавателями программы.
Образовательная деятельность по программе реализуется на государственном языке Российской Федерации.
1.6. Трудоемкость освоения программы
Трудоемкость освоения программы составляет 144 ак. ч вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы по индивидуальному учебному плану.
Общий срок освоения программы – 24 учебных дня (6 ак. ч в день, 6 дней в неделю), включая все виды аудиторной и самостоятельной работы обучающихся и итоговую аттестацию по программе.
1.7. Документ, выдаваемый в результате освоения программы
Обучающимся, полностью выполнившим учебный план программы, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.